полезная информация для людей из сферы музыки
Дистрибуция и лейблы
Мнение профессионала. Секретами делится Бахтияр Алиев
Почему артисту лучше выпускаться через лейбл, чем через агрегатора?

В одной из первых статей блога мы разбирали схему доставки песен в магазины. Выглядела она примерно так:

Артист — Лейбл — Агрегатор — Магазин

В последний год многие артисты стали стремиться получить прямые контракты с агрегаторами, минуя лейблы. Я бы так делать не стал. Объясню почему.

Перед тем, как перейти к самой теме, объясню несколько базовых вещей, чтобы вам было проще понимать, о чем речь.

Что такое «прямые контракты» о которых все говорят и мечтают?

Под «прямым контрактом» в музыкальном бизнесе понимают контракт с музыкальным магазином без посредников. Например, контракт с Apple, Spotify, UMA. Это большая редкость.

Почему музыкальные магазины не хотят подписывать прямые контракты с артистами и лейблами?

В мире миллион артистов, тысячи лейблов и сотни музыкальных магазинов. Представьте, в Apple Music ежедневно отгружается десятки тысяч новых треков - по каждому из них нужно выполнять огромный объем работы: модерировать треки, производить апдейты по ним, следить за метаданными, предоставлять отчеты, документы и так далее. Проще доверить все это нескольким агрегаторам и вести работу с ними, как с несколькими большими каталогами, а они же разберутся с лейблами и артистами.

Ниже по отдельным критериям сравним плюсы и минусы выпуска песен через лейбл и через агрегатора. Оговорюсь, что мы имеем ввиду хороший лейбл (а не просто ушлых друзей, отгружающих треки в iTunes) и хорошего агрегатора. Самое главное - последним пунктом.

1. Маркетинг и SMM. Агрегаторы на занимаются продвижением песен: SMM, PR и, тем более, радио/ТВ. Лейбл должен этим заниматься - это в его же интересах.

2. Авторские вознаграждения. В одной из статей мы писали, что примерно 90% денег в диджитале выплачиваются за смежные права, а 10% - за авторские. Агрегаторы собирают только смежные права. Собрать оставшиеся 10% - гораздо сложнее, чем собрать эти 90%. Я не знаю ни одного артиста, который бы заморочился и получал вознаграждения за авторскую долю. Лейбл же заморочит и получит.

3. Сбор публички. Агрегаторы не занимаются сбором вознаграждений за публичное исполнение. Лейблы же имеют контракты с РАО, ВОиС, РСП.

4. Мобильный контент. Агрегаторы не отгрузят ваши треки в виде рингтонов и гудков к сотовым операторам, а этот рынок все еще жив и работает.

5. Монетизация всех площадок. Лейбл не ограничится списком площадок, которые предоставит агрегатор - он заключит контракты со всеми и вся, лишь бы каталог получил максимально широкий охват. У лейблов тоже имеются свои прямые контракты с некоторыми площадками.

6. Синхронизация. Лейбл предоставит ваши песни в рамках своего каталога на телешоу, в кинокомпании, караоке-системы. Хотите, чтобы ваша песня звучала в «Танцах на ТНТ» или в титрах «Полицейского с Рублевки» - это к лейблу.

7. Промо на витринах. Агрегатор собирает все треки, которые ему прислали лейблы, выбирает лучшие из них (на свое усмотрение) и отправляет по ним промо-запросы на площадки. Площадка, получив список треков от агрегатора, высекает оттуда еще часть. Лейбл отправляет запросы на промо в большинство магазинов напрямую, не отсекая треки, или контролируя процесс, чтобы все артисты были довольны.

8. Конкуренция между релизами. Агрегатор выпустит все релизы тогда, когда вы пришлете. Лейбл тоже может так, но будет советовать вам оптимальную дату. Например, чтобы в один день не вышли альбомы похожих по жанру/конкурирующих артистов, например, Газировки и Братьев Гаязовых.

9. Концерты. Не знаю ни одного агрегатора с концертным отделом. Очень круто, когда лейбл умеет пользоваться статистикой и социальными сетями артиста - это помогает с концертной историей.

10. Приоритетный рынок. Россия - не самый приоритетный рынок для мировой музыкальной индустрии. Локальные лейблы работают только в пределах России. Сюда же можно отнести то, что локальные лейблы умеют решать вопросы «по-русски», тогда как агрегаторы работают больше по западной модели. Хорошо ли это? Исключительно.

11. Качество контента. Агрегатор выпустит все, что вы предоставите. Лейбл будет готов помочь улучшить качество музыкального материала. Это не всегда хорошо, конечно, но профессиональные советы не бывают лишними.
12. Медиа-ресурс. У лейблов, в отличии от агрегаторов, всегда есть какой-то – серьезный или не очень – медиаресурс: радиостанция, телеканал, мощный паблик, онлайн-портал, YouTube-шоу, собственный фестиваль и т.д.
13. Продакшн. У лейблов, как правило, есть какой-то актив: студия, съемочная команда, репетиционная база, оборудование, команда авторов. Этим можно и нужно пользоваться.
14. Зависимость. Работая с агрегатором, вы всегда будете привязаны к ним. Бывает так, что Apple временно увеличивает срок доставки для конкретного агрегатора с 1 дня до 5 дней. Обычно это происходит, если агрегатор вносит много правок в выпущенные релизы. Это своего рода мера воздействия. В таких случаях все треки, выпускающиеся через этого агрегатора, ждут 5 дней, пока трек доставится в Apple. У лейблов, как правило, есть контракты с несколькими агрегаторами: не работает этот - сработает другой. У вас всегда будет альтернатива.
15. Продюсирование. Речь не о полном продюсировании «360», хотя оно тоже имеет место быть, а о стратегическом продвижении артиста. Лейбл может помочь вам решить любые вопросы. Артист не должен заниматься менеджментом, организацией базовых процессов и остальным. Прозвучит банально, но артист должен писать песни. Остальное оставьте профессионалам. Хотите крутой фит или клип у крутого режиссера? Лейбл поможет.
16. Формирование музыкальных трендов. Агрегатор не участвует в созидательных процессах. Лейбл гораздо тоньше чувствует происходящее в музыкальной индустрии и имеет возможность влиять на это. Конечно, всегда побеждают артисты и крутая музыка, но лейбл может оказать огромную помощь в этом.
17. Юридическая защищенность. Во-первых, вы всегда можете обратиться к юристам лейбла по любым, связанным с музыкой вопросам, и они вам помогут. Во-вторых, при наличии претензий со стороны третьих лиц агрегатор просто снимет ваши треки и никакого участия в решении вопроса принимать не будет. Лейбл предоставит юристов, посоветует, как быть, и будет выигрывать или проигрывать вместе с вами.
18. Ну и главное: финансовая сторона. Почему-то артисты уверены, что работая с агрегатором они заработают больше. Не встречал ни одного артиста, который, уйдя от хорошего лейбла, стал зарабатывать больше.

Давайте придумаем такую историю: каталог артиста зарабатывает 100 рублей. У него есть контракт с агрегатором на условиях 75/25 в его пользу и контракт с лейблом 70/30 в его пользу. Рассмотрим распределение этих денег через агрегатора и через лейбл.

Как это видит артист:
1. «Работая через агрегатора я получу 75 рублей». Это правда.
2. «Работая через лейбл я получу 52,5 рублей, так как лейбл сам от агрегатора получит 75 рублей и заплатит мне 70% от 75 рублей, а не от 100». Это неправда.

Как все обстоит на самом деле с лейблом:
1. Контракт лейбл-агрегатор не будет на тех же условиях, что артист агрегатор. Лейбл не отдаст агрегатору 25%, а отдаст в пределах 10%. То есть, лейбл получит от агрегатора со 100 рублей 90, а не 75. С 90 рублей артисту достанется 63 рубля (контракт 70/30). Но это пока все равно меньше, чем 75 рублей.
2. Лейбл соберет авторские. Это, примерно, +10% к общему валу. Вычитаем долю паблишера и лейбла и получаем еще +6 рублей к доле артиста. У него уже 69 рублей. Все еще меньше прямых агрегаторских 75.
3. Лейбл собрал вознаграждения с ОКУП, мобильных операторов и всех «незначительных» площадок. Лейбл имеет так же прямые контракты с некоторыми площадками и монетизирует их не через агрегатора, а напрямую. Лейбл продал трек в сериал или в рекламу. Представим, что это прибавит вам еще 3-5%. Возьмем нижний предел - это еще +2 рубля к деньгам артиста. Уже 71 рубль.
4. А теперь главное - SMM и продвижение. Поверьте мне, мы сотни раз проходили это: продвижение важно и оно работает. Грамотный SMM увеличивает стриминг в разы. Ваш трек может выстрелить и быть в десятке, но с первого места он будет зарабатывать в два раза больше. Это все очень индивидуально, но, на мой взгляд, лейбл должен умножать популярность артиста, как минимум, на два. А это уже условные 142 рубля, получаемых от лейбла, вместо 75, что вы получите от агрегатора. Но это еще не все: что происходит с артистом, когда он в два раза популярнее? Его концерты, контракты и рекламные интеграции стоят в два раза дороже. Не будем считать это в прибыль от лейбла, но просто будем иметь ввиду.

Вместо итога.
Лейблов, работающих на уровне самодеятельности - множество. Я понимаю недоверие артистов к ним. Но есть и положительные примеры. Я абсолютно понимаю артистов, желающих без лишней головоломки работать с агрегатором. Там все автоматизировано, ничего не надо придумывать, всё считают машины и меньше человеческий фактор. Но не бывает большого успеха без человеческого фактора.



Автор: Бахтияр Алиев

Все авторские права принадлежат их законным владельцам. Если Вы являетесь автором и распространение ущемляет Ваши авторские права просим связаться с нами.

TO OWNERS & COPYRIGHT HOLDERS:
This channel is created to promote magnificent songs, and as well, producers. This CHANNEL CLAIMS NO RIGHTS OR OWNERSHIP over the contents posted. If you need a song (text, photo, video) removed on my channel, please e-mail me.
Контакты
8 (901) 464 46 29
м. Дмитровская, Ул. Руставели д.3, к.7

Бронь студийного времени осуществляется по телефону:
8 (901) 464 46 29 или л/с https://vk.com/kid_of_victory
Студия звукозаписи
"ART JUNGLE Records". Все права защищены, 2011—2019
Аудио, видео, фото-материалы и тексты использованы для демонстрации возможностей студии, пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.